№п/п |
ОРФОГРАММА |
ИНСТРУКЦИЯ |
1. |
Пропуск или замена буквы. |
Выпиши слово, простым карандашом подчеркни исправленную букву и проверь его написание «слияниями». |
2. |
Непроверяемые написания (слова из орфографического словаря). |
Выпиши слово, подчеркни простым карандашом букву, которую надо запомнить, в скобках запиши слово «словарь», тем самым указав, что это слово из орфографического словаря и его написание надо запомнить. |
3. |
Буквосочетания (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн-чт). |
Выпиши слово, подчеркни простым карандашом буквосочетание. |
4. |
Перенос слов. |
Выпиши слово, правильно разделив его для переноса. |
5. |
Заглавная буква в именах собственных. |
Выпиши слово, подчеркни простым карандашом заглавную букву. |
Оформление предложения |
6. |
Оформление предложения. Заглавная буква в начале предложения или точка в конце. |
Спиши предложение полностью, отметь заглавную букву в начале и обведи знак препинания в конце. |
Мягкий и твёрдый знаки (Ь и Ъ) |
7. |
Ь - показатель мягкости. |
Выпиши слово, подчеркни простым карандашом Ь и согласный перед ним, мягкость которого он обозначает. |
8. |
Разделительный Ь. |
Выпиши слово, подчеркни простым карандашом Ь, букву согласного звука перед ним и букву после него (йотированные гласные и буква «и»). Разбери слово «слияниями», чтобы доказать, что мягкий знак разделяет мягкий согласный и звук [й'] из буквы йотированного гласного. |
9. |
Разделительный Ъ. |
Выпиши слово, выдели приставку, подчеркни простым карандашом Ъ, согласную на конце приставки и гласную Е,Ё,Ю или Я в начале корня. |
10. |
Ь после шипящих. |
Выпиши слово правильно, определи часть речи, подчеркни простым карандашом орфограмму. Для объяснения необходимо указать часть речи и грамматический признак, при котором пишется или не пишется мягкий знак.
а) Ь пишется:
- у существительных 3 склонения (женский род);
- у глаголов в любой форме
б) Ь не пишется:
- у существительных 2 склонения (мужской род);
- у существительных 1 склонения во множественном числе, в родительном падеже;
- у кратких прилагательных |
Корневые орфограммы |
11. |
Буквы проверяемых безударных гласных в корне слова |
Выпиши слово, выдели корень, поставь ударение, подчеркни простым карандашом букву безударного гласного в корне; через тире запиши проверочное слово, в котором выдели корень и поставь ударение, подтверждая тем самым, что безударный гласный стал ударным. |
12. |
Парные согласные в корне слова |
Выпиши слово, выдели корень, подчеркни простым карандашом букву парного согласного звука в слабой позиции; через тире запиши проверочное слово, подчеркни букву парного согласного и букву гласного (или непарного звонкого согласного) после неё, подтверждая тем самым, что согласный звук оказался в сильной позиции. |
13. |
Непроизносимые согласные в корне слова (проверяемые случаи) |
Выпиши слово, выдели корень, подчеркни простым карандашом букву непроизносимого согласного звука; через тире запиши проверочное слово подчеркни букву парного согласного и букву гласного (или непарного звонкого согласного) после неё, подтверждая тем самым, что согласный звук оказался в сильной позиции. |
14. |
Соединительные гласные в сложном слове |
Выпиши слово, выдели корни, подчеркни простым карандашом букву соединительного гласного. |
15. |
Удвоенный согласный |
а) В корне: выпиши слово, подчеркни удвоенные согласные, в скобках напиши« Словарь», тем самым указав, что это слово из орфографического словаря и его написание надо запомнить;
б) На стыке частей слова: выпиши слово, подчеркни удвоенные согласные, выдели части слова, на стыке которых образовалась орфограмма (приставку и корень или корень и суффикс) |
Суффиксальные орфограммы |
16. |
Ошибка в написании единообразных суффиксов (суффиксов, которые имеют
единственный вариант написания) |
Выпиши слово, подчеркни простым карандашом букву, в которой допущена ошибка; выдели суффикс, что послужит доказательством правильного написания. |
Приставочные орфограммы |
17. |
Ошибка в написании единообразных приставок (приставок, которые имеют единственный вариант написания) |
Выпиши слово, подчеркни простым карандашом букву, в которой допущена ошибка; выдели приставку, что послужит доказательством правильного написания. |
18. |
Ошибка в написании приставки с- |
Выпиши слово, выдели приставку, подчеркни простым карандашом букву «с». |
Слитное и раздельное написание |
19. |
Предлог/приставка |
Выпиши слово (слово с предлогом), выдели предлог или приставку; чтобы доказать раздельное написание надо вставить между предлогом и словом любое прилагательное (например, "большой").
При слитном написании выделяем приставку. Если слово является глаголом, это надо указать, так как у глаголов нет предлогов (только приставки), это и послужит доказательством. |
20. |
НЕ с глаголами |
Выпиши слово, подчеркни раздельное написание; в качестве доказательства укажи части речи (глагол и частица). |
Орфограммы в окончаниях |
21. |
Падежные окончания существительных |
Выпиши слово, выдели окончание, подчеркни простым карандашом гласную в окончании.
1 способ: определить склонение и падеж.
2 способ: определить склонение, записать проверочное слово с ударным окончанием. |
22. |
Падежные окончания имён прилагательных |
1 способ: Выпиши словосочетание "им.прил.+ им.сущ.", задай вопрос от существительного к прилагательному, выдели окончание в вопросе и в прилагательном.
2 способ: Выпиши словосочетание "им.прил.+ им.сущ.", определи род (если возможно), число, падеж. |
23. |
Безударные личные окончания глаголов |
Выпиши глагол, выдели окончание; в качестве доказательства орфограммы запиши его начальную форму и определи спряжение. |
24. |
Родовые окончания глаголов |
Выпиши глагол, выдели окончание; в качестве доказательства укажи «прошедшее время», определи род. |
Орфограммы для углублённого изучения русского языка,не входящие в УМК «Школа России» |
25. |
Сочетание -ИЧК-/-ЕЧК-. |
Выпиши слово, выдели орфограмму; запиши слово, от которого образовано слово, в котором допущена ошибка; если слово на -ИЦА, то пишем -ИЧК-, если нет - то –ЕЧК. |
26. |
Сочетание [ца] на конце слов. |
Выпиши слово, подчеркни простым карандашом орфограмму; для объяснения необходимо указать часть речи, определяющую правильное написание:
- если слово является именем существительным, то пишется –ЦА;
- если слово является глаголом, необходимо задать вопрос: «что делать?» - пишется -ТЬСЯ, «что делает?» - пишется -ТСЯ |
27. |
Написание гласных О-Ё после шипящих в корне слова |
Выпиши слово, выдели корень, подчеркни простым карандашом орфограмму; попытайся подобрать проверочное слово, в котором звук [О] исчезает. Если такое слово подобрать можно, что пишется буква Ё, если нет – О. |
28. |
Написание глагольных суффиксов -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- |
Выпиши глагол, выдели суффикс, подчеркни букву безударного гласного в корне. Для доказательства запиши форму настоящего времени первого лица единственного числа и выдели суффикс (суффиксы -ова-/-ева-
преобразуются в личной форме в суффиксы -у-/-ю-, а суффиксы -ыва-/-ива- остаются неизменными) |
29. |
Суффиксы -ИК-/-ЕК- |
Выпиши слово, выдели суффикс, подчеркни простым карандашом орфограмму; через тире запиши проверочное слово, подчеркни в нём «выпадение» или «невыпадение» гласной, подтверждая тем самым правильность написания. |
30. |
Суффиксы -ОНОК-/-ЁНОК- |
Выпиши слово, выдели суффикс, подчеркни простым карандашом первую гласную в суффиксе, подчеркни согласную перед суффиксом, от которой зависит написание гласной (после твёрдых согласных и буквы «Ч» пишется буква О, после мягких - буква Ё). |
31. |
Написание гласных О-Ё в суффиксе после шипящих на конце корня: |
Выпиши слово, выдели суффикс, подчеркни простым карандашом согласный на конце корня и гласную в суффиксе (после твёрдых согласных и буквы «Ч» пишется буква О, после мягких - буква Ё). |
32. |
Суффиксы -ИЦ-/-ЕЦ- |
Выпиши слово, выдели суффикс и гласную в нём, определи род имени существительного в качестве доказательства правильности написания (мужской род - суффикс-ЕЦ-, женский род - суффикс- ИЦ-). |
33. |
Написание суффиксов -а/-о на конце наречий: |
Выпиши наречие, выдели суффикс; для доказательства написания выдели приставку. Исключениями из правила являются слова «ДОсловнО» и «ИСправнО» |
34. |
Приставки с парными согласными з/с (раз-/рас-, воз-/вос-, из-/ис-, без-/бес-) |
Выпиши слово; в качестве доказательства написания выдели приставку, подчеркни простым карандашом первую букву в корне, букву парного согласного в приставке. |
35. |
Обозначение звука [Ы] после буквы «Ц» |
1) Орфограмма находится в корне: выдели корень, подчеркни простым карандашом букву "и" (а в словах-исключениях ("Цыц, цыплёнок! На цыпочках цыган!") - букву "ы").
2) Орфограмма находится в окончании: выдели окончание, подчеркни простым карандашом букву "ы".
3) Орфограмма в слове на "-ция": подчеркни сочетание "-ция" подчеркни простым карандашом. |
36. |
Гласные О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных и имён прилагательных |
Выпиши слово, выдели окончание, подчеркни простым карандашом гласную в окончании; поставь ударение в слове (под ударением - О, без ударения - Е) |
Ошибки по развитию речи и их символические обозначения |
37. |
V- пропуск важного слова или фразы |
Запишипредложение, вставив пропущенное слово или фразу.
|
38. |
Ф - фактическая ошибка |
Запиши предложение, правильно указав факты из текста (или из жизни). |
39. |
Z - не выделен абзац |
Запиши первое предложение части с красной строки. |
40. |
Г - неправильно определены границы предложений |
Запиши правильно предложения, используя заглавную букву в начале и нужный знак препинания в конце. |
41. |
Н - неудачное слово или фраза |
Запиши предложение, заменив ошибку другим словом или другой фразой. |
42. |
П - повтор |
Запиши предложения, заменив повторяющееся слово или удалить его из предложений, если это возможно. |
43. |
1, 2, 3 - неудачный порядок слов |
Запиши предложение, изменив порядок слов. |
44. |
Л - нет логической связи между словами в предложении, предложениями или частями текста |
Запиши предложения, изменив их так, чтобы логика текста была восстановлена.
|
45. |
< - неполно раскрыта тема, событие |
Допиши текст, дополнив его недостающими фактами
|
46. |
[ ] - лишние данные |
Запиши предложение или соседние предложения, удалив лишнюю информацию. |